Обязательная маркировка товаров в 2020 году


С 2017 года в России планомерно вводится система маркировки различных групп товаров. Под контроль потребителей и государства попадут не только рынки лекарств и табака, но и товары бытовых групп потребления.

В нашем сегодняшнем материале мы дадим краткие, но исчерпывающие ответы на следующие вопросы:

Что такое маркировка товаров

 Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ действует с 1 января 2019 года. Этим нормативным актом внесены изменения в следующие законы:

  1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
  2. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации".

На основании именно этих изменений законодательства возникла обязанность маркировать товар.

Самое интересное, что в этом законе отсутствует термин «маркировка», но есть такие определения, как «товары, маркированные средствами идентификации» и «код маркировки».

Вот какое определение маркированных товаров дает нам этот закон:

Маркированные товары — это товары, на которые нанесены средства идентификации. Сведения о товарах и о самих средствах идентификации хранятся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Код маркировки состоит из уникальной последовательности определенных символов, включающий в себя код идентификации и код проверки.

Маркировка — это не отдельное действие, а целый комплекс действий, при котором с помощью нанесения кода на товар реализуется возможность идентифицировать его (установить тождественности товара на основании совпадения признаков иными словами распознать товар) и проследить его движение от производителя до потребителя.

Цель введения маркировки товаров

По замыслу создателей, главная цель введения маркировки товаров это забота о гражданах РФ, как о потребителях товара:

  • защита здоровья и жизни граждан;
  • повышение уровня безопасности граждан.

Результатом вводимой маркировки товаров по идее инициаторов данной системы, должно явиться обеспечение достоверности того, что продаваемый товар был произведен на опознанном объекте, далее был доставлен через опознанные каналы товародвижения и был продан на кассе в опознанном магазине.

Таким образом, предполагается, что в этой системе не будет места недобросовестным участникам (производителям и реализаторам), производящим и реализующим контрафактный товар и уклоняющихся от уплаты налогов. Такое положение дел устранит конкуренцию для честных и законопослушных предпринимателей.

Планируется осуществление обратной связи между покупателем нелегального товара и контролирующих органов с помощью приложения, установленного на смартфоне.

Товары подлежащие маркировке в 2020 году

Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р утвержден перечень из 10товарных групп. Согласно этому нормативно-правовому акту, определены следующие товары подлежащие обязательной маркировке:

  • Табачная продукция
  • Духи и туалетная вода
  • Шины и покрышки пневматические резиновые новые
  • Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи
  • Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков
  • Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек
  • Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное
  • Обувные товары
  • Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
  • Молочная продукция.

Этот перечень товаров, подлежащих маркировке, периодически пополняется новыми товарными группами. Последнее на данный момент дополнение списка произошло 13 июля 2019 года. Именно тогда в список добавилась молочная продукция. Мы следим за ситуацией и будем своевременно вносить изменения в этот список в случае его пополнения.

Этапы внедрения маркировки товаров

Сроки переходов на обязательную маркировку товаров, обозначены в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р в последней редакции от 13.07.2019 N 1533-р. Перед обязательным осуществлением маркировки товаров действует пробный пилотный этап, на котором участники рынка добровольно подключаются к этой системе.

В таблице указаны даты эксперимента и даты полноценного перехода на систему маркировки товаров:

Товар

Начало эксперимента

Обязательное использование

Лекарства

С 1 февраля 2017 года

С 1 июля 2020 года

Табак

С января 2018 года

С 1 июля 2019 года

Обувь

С 1 июня 2018 года

С 1 июля 2019 года

Шины и покрышки

Нет официальной информации

С 1 декабря 2019 года

Духи и туалетная вода

С 1 марта по 30 ноября 2019 года

С 1 декабря 2019 года

Товары легкой промышленности (трикотажные блузки, пальто и полупальто, плащи и куртки, ветровки и штормовки, постельное, столовое, туалетное и кухонное белье

Нет официальной информации

С 1 декабря 2019 года

Фотоаппараты и лампы-вспышки

С 1 марта по 30 ноября 2019 года

С 1 декабря 2019 года

Пиво

С 1 июля 2018 года

Нет официальной информации

Молочная продукция

Не установлен

Срок введения обязательной маркировки будет определен по результатам эксперимента по маркировке средствами идентификации отдельных видов молочной продукции на территории Российской Федерации

 Для производства и реализации алкоголя с 1.02.2018 года в России внедрена система ЕГАИС 3.0. После четырехмесячного эксперимента с 1.07.2018 система ЕГАИС стала обязательной. Ее должны применять абсолютно все производители, поставщики, импортеры, розничные торговые точки и заведения общепита.

Постановлением Правительства РФ от 24.01.2017 года № 62 было утверждено Положение о проведении эксперимента по маркировке контрольными (идентификационными) знаками и мониторингу за оборотом отдельных видов лекарственных препаратов для медицинского применения. В настоящее время на все лекарства наносится КиЗ в виде двухмерного штрихового кода.

С августа 2016 года в России начал проводится эксперимент по обязательной маркировке меховых изделий (шуб). Участники проекта должны маркировать свои изделия КиЗ и передавать всю информацию о маркировке в Информационный ресурс маркировки. Его оператором является ФНС России.

Виды маркировки товаров в 2020 году

Для нанесения знаков маркировки товаров разработаны ГОСТы и другие нормативно-правовые акты. Например: ГОСТ 14192. Маркировка грузов, ГОСТ 10581-91; Изделия швейные. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.

Для производителей товара и продавцов действуют разные знаки маркировки товара:

  • Для производителей товара. Индивидуальные коды в этом случае наносятся на изделие на этапе производства. Обязательная маркировка товаров может производиться на вкладыши, этикетки, ярлыки, бирки, штампы, клейма. За получение первичных производственных кодов маркировки отвечает производитель.
  • Для продавцов товара Товарная маркировка. Её обеспечивают продавцы и распространители продукции путем выдачи кассовых и товарных чеков. В этих документах может указываться код, идентифицирующий конкретную единицу продукции.

Сам код маркировки представляет собой цифровой идентификатор в форме квадрата или прямоугольника, в котором заключена матрица. Если код имеет форму квадрата, то его размер составляет 8х8 модулей (16х48 мм), во втором варианте для формы прямоугольника размер должен быть – 10х10 (144х144 мм).

Как осуществлять маркировку товаров в 2020 году

Для функционирования системы маркировки создана Единая национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров - «Честный ЗНАК». В этой системе должны пройти регистрацию все участники цепочки движения товаров — от производителя до точек отпуска конечным потребителям.

Сервис «Честный знак» находится по этой ссылке.

Подключение к ИС «Честный знак» не требует оплаты, все действия в системе происходят на бесплатной основе.

Для регистрации и работы в системе «Честный знак» потребуется установка на рабочем месте сотрудника сертификата ключей ЭЦП для доступа к данной информационной системе. Причем установить сертификат следует перед началом регистрации. Стоимость сертификата ключей ЭЦП составляет от 2000 до 3000 рублей.

Далее необходимо заключить договор с ОФД о передаче фискальных документов, касающихся маркированной продукции в системе «Честный знак».

Одним из шагов для осуществления маркировки является оснащение рабочего места сотрудника необходимыми программно-аппаратными средствами:

  • кассовый компьютер;
  • онлайн-касса (обеспечивающая фискализацию маркиркуемых товаров в соответствии с требованиями закона);
  • сканер, приспособленный к считыванию кодов маркируемых товаров.

Саму маркировку товара осуществляет производитель, транспортные компании перевозящие товар не являются участниками оборота и регистрироваться в системе «Честный знак» не должны.

Производитель товара обязан закупать идентификационные знаки, исключение составляют фармакологические компании. Им разрешено генерировать коды самостоятельно. Производители должны обратиться в ЦРПТ, который выбран оператором цифровой маркировки и прослеживания товаров.

Маркировка товаров в 2020 году: последние новости

Как сказано выше, список товаров, подлежащих обязательной маркировке, регулярно пополняется. Список актуальный, на момент публикации данного материала, приведен в таблице выше. Помимо появления информации из официальных источников о пополнении списка, а также при появлении иных важных новостей о маркировке товаров в 2020 году, в эту статью будут вноситься соответствующие изменения.

По предварительным данным обязательная маркировка товаров в 2020 году распространится на ювелирные изделия и молочную продукцию. Сроки реализации этого нововведения пока неизвестны.

тоже интересно:



Комментарии к статье


10 февр. 2020 в 13:57 # Ответить
Ип. Товар с оптовой базы покупаем без маркировки, как продавать, что делать? Торгуем в селе, ларёк. Интернета нет.
ОтменитьДобавить комментарий