Число ломбардов в нашей стране вырастает на 20–25% ежегодно. Это само по себе говорит о привлекательности данного вида бизнеса.
Только в Москве их зарегистрировано более пятисот, хотя на деле функционирует примерно половина из них. Порядка 20% от действующих компаний относятся к государственной сети «Мосгорломбард». Остальные организации — частные.
Здесь мы попробуем рассмотреть основные аспекты, нюансы этого вида бизнеса, в том числе, его выгодность и уровень рисков.
Первый вопрос, которым задается человек, планирующий влиться в этот бизнес: выгодно ли открыть ломбард? И таким вопросом задаются все больше предпринимателей, как опытных, так и начинающих.
Вообще говоря, риски присутствуют в любых видах деятельности, и «наш» не является исключением. Тем не менее, практика показывает, что он довольно быстро окупается и при соблюдении ряда стандартных условий становится довольно прибыльным.
Основными клиентами этого заведения являются представители среднего класса. Но и люди с более высоким достатком ломбардов не чураются. Поводы бывают разные: налоговые платежи, взносы по банковскому кредиту при нехватке наличностии т. д. В крупных городах ломбарды, работающие стабильно, посещают ежедневно по 100 человек и более.
Доход будет зависеть от многих факторов. Для примера: подобное заведение, открытое в спальном районе Москвы, на территории которого проживают около 60–80 тыс. человек, может каждый месяц зарабатывать по 4 тысячи долларов. Это если не учтен налог на прибыль. Правда, должны быть соблюдены такие условия: стаж деятельности не менее двух лет, размер выдаваемых кредитов должен составлять порядка 100–120 тысяч долларов, плюс специализация на залогах ювелирных изделий.
Исторически сложились два основных вида ломбардов, действующих в мегаполисах.
Первый, классический, располагается, как правило, в спальных районах
Другой тип залоговых учреждений — это не вполне ломбарды по сути, а, скорее, пункты скупки ювелирных изделий. Они намеренно вынуждают клиентов отказаться от вещи, оставленной в залог. Рычаги известны: сами изделия оцениваются по минимуму, а проценты по кредиту, напротив, завышаются. В итоге вернуть свои украшения или иные ценные предметы человек не в состоянии. Они уходят к ювелирам, порой, даже в качестве золотого лома.
Перед тем, как открыть ломбард, обязательно предметно изучите особенности его деятельности. Кратко обрисуем эти нюансы.
Обычно залоговый кредит ломбарды выдают на месяц. Ставки в столичных заведениях — от 4,5% до 15% в месяц. Помимо процентов за использование кредита клиент платит еще и за оценку вещей и их хранение. По истечении месяца свои вещи клиент выкупает либо продлевает срок залога. Но в этом случае он обязан выплатить стоимость услуги по хранению и проценты по кредиту за прошедший месяц. И в следующем месяце эти взимаемые суммы будут уже выше, чем в первоначальном.
Есть устоявшаяся процедура реализации вещей, которые вовремя не выкупаются хозяевами. Если предмет залога не переоформили на следующий срок и не выкупили, то она должна храниться еще месяц, а потом выставляться на торги. Когда ни первые, ни вторые торги не принесли желаемого результата, вещь переходит в собственность ломбарда.
Это в идеале. А на практике многие ломбарды такой схемой не пользуются, а попросту продают залоги обычным способом — через торговые сети. Только для совершения такой сделки требуется сначала заручиться подписью нотариуса.
Есть еще один нюанс работы с клиентами. Если сумма кредита высока. Более 600 тыс. рублей, то учреждение обязано проинформировать о такой сделке Комитет по финансовому мониторингу.
Большинство ломбардов выбирает профиль работы с ювелирными изделиями. Данная специализация требует выдачи кредитов в размере 90–95% от оценочной стоимости драгоценных металлов или бриллиантов. Сумма зависит от веса и качества исходного материала, в отношении золота это будет его проба. Иные драгоценные камни в таких здесь не учитываются, есть специальные приборы и методики расчетов, позволяющие вычесть их вес из общей массы изделия.
Тот же принцип действует и в отношении металлических вставок, комбинаций — все из них, что выполнены не из золота, будут минусоваться при учете веса предмета залога. Что касается собственно драгоценного металла, то в подобных заведениях его массу измеряют очень точно, до второго знака.
Гораздо меньшую долю оборота занимают меховые изделия, иная одежда, бытовая и цифровая техника. Они нужны для расширения клиентской базы, для своеобразной «народной» рекламы услуг ломбарда. Но с этими вещами больше хлопот, чем прибыли. Те же шубы из натурального меха сложно хранить, для этого требуются вместительные холодильники. А бытовые приборы быстро устаревают, падают в цене, здесь прогресс, обновление идет весьма быстро. За них заведения назначают цену не выше 60 процентов оценочной стоимости, а часто и гораздо ниже, до 25%.
Как открыть свой ломбард с нуля? Для начала, изучив детали бизнеса. Потребуется запастись стартовым капиталом, а это сумма порядка
Много придется вложить в покупку или аренду помещения и его требуемую оснастку. Его обшивают решеткой из особой металлической проволоки, а это стоит от 1 доллара за кв. м, дальше необходимо установить сигнализацию, «тревожную кнопку», сейфы. Последних потребуется, минимум, два, поскольку вещи длительного и краткосрочного залога должны храниться отдельно.
Для одежды и бытовой техники нужны удобные стеллажи для хранения. Особая категория — автоломбарды — потребует организации хорошо охраняемой стоянки.
Срок окупаемости подобных заведений — примерно 1,5 года. Точкой безубыточности считается срок в полгода. Этот же рубеж в шесть месяцев специалисты называют критичным: на данной стадии около 30% вновь открытых ломбардов закрываетсяиз-за финансовой несостоятельности. Остальные в обозримом будущем начинают приносить прибыть.
Пошаговая инструкция, как открыть ломбард, часто начинается с рекомендаций по выбору места его размещения. В провинции, даже в достаточно крупных городах, прибыльными становятся ломбарды, расположенные ближе к центру. А в столице, напротив, процветают заведения, «прописавшиеся» в спальных районах.
Впрочем, никакого парадокса тут нет: и в том, и в другом случае это территории наибольшего сосредоточения среднего класса и элит. Просто в Москве центр слишком плотно «заселен» учреждениями, с соответствующими транспортными и экологическими проблемами, поэтому люди с деньгами предпочитают «центробежную» тактику расселения.
Кредитные ставки обязательно тоже будут различаться в зависимости от привязки к местности. Если потенциальная клиентская база ломбарда составляет около 100 тысяч человек, он может себе позволить низкие процентные ставки, от 4%. Но когда население района не больше 20 тысяч, то прибыль возможна лишь при ставках по кредиту не менее 25% в месяц. Соответственно, тихие безлюдные улочки никак не подойдут для размещения подобного заведения.
Площадь помещения для ломбарда ювелирной направленности может быть и скромной: 20–30 квадратных метров. Для заведений широкого профиля потребуется порядка 50–100 кв. м.
Главное, о чем следует позаботиться учредителям и управляющему ломбардом, это подбор достойных кадров. Иначе все первоначальные усилия, описанные выше, можно «смазать» либо вообще свести к нулю.
Первый человек в таком заведении —
Поэтому найти классного специалиста, знающего толк в вещах, это, позволим себе каламбур, залог успеха залогового заведения. Он может явно поспособствовать скорому «набору высоты» фирмы. А может и привести ее к финансовому краху.
Помимо оценщика, чаще всего в штате ломбарда есть бухгалтер и охранники. Конечно же, и фигура управляющего крайне важна, от него зависит и уровень дисциплины, организации труда, и степень психологического комфорта в коллективе.
Чтобы грамотно оценить качество и стоимость ювелирных изделий, в ломбарде должно быть соответствующее оборудование. В частности, тестеры золота и бриллиантов. А также высокоточные весы, взвешивающие сотые доли грамма. Они должны быть сертифицированы Пробирной палатой.
Соответствующая аппаратура нужна и для оценки состояния бытовой техники, компьютеров, мобильных телефонов и иных современных гаджетов. Здесь набор аппаратуры очень широк, так что потребуется еще и предварительная консультация толкового
Для этих умных приборов нужно еще и программное обеспечение, а в данной специализации оно тоже недешево. Зато в дальнейшем оно поможет даже сократить издержки, поскольку упростит и упорядочит оценку вещей и учет деятельности компании.
Как открыть ломбард, не прибегая к рекламным ходам?
Не обязательно тратить большие средства на дорогую помпезную рекламу. Результата она даст не больше, чем малобюджетная, а денег вытянет прилично. Подойдет наружная реклама: привлекательная вывеска, баннеры, переносные стойки, плакаты — а также листовки, календарики, визитки, распространяемые в транспорте, на прилегающих улицах.
Надо иметь в виду, что этот вид бизнеса еще в значительной степени является сезонным. Пик посещаемости приходится на весну и осень, то есть. Время накануне отпусков и сразу после них, когда у людей больше всего сверхплановых расходов. Еще один всплеск наблюдается после длинных зимних «каникул», выматывающих новогодних праздников и иных «красных дат», например, накануне 8 Марта и после него, когда щедрые мужчины изрядно потратятся на подарки милым дамам.
Любое имущество требует неких условий для хранения. Электроника и другие вещи могут прийти в негодность, их попросту могут украсть. Значит. Придется позаботиться об охране и сигнализации, надежных сейфах и удобных стеллажах, шкафах для хранения.
Другая проблема — все та же оценка. Ювелирные изделия особенно подвержены рискам, ведь на рынке гуляет немало подделок, порой, искусных, и различить их непросто. Или ювелирку сдают не свою, ворованную, а если правоохранительные органы такой вещдок конфискуют, то затраты лягут на сам ломбард, никто их не компенсирует.
У автоломбардов еще больше «заморочек», все прекрасно знают, как часто всплывают истории о машинах, проданных незаконно, угнанных, не растаможенных, как должно,
Поэтому владельцам и менеджменту ломбардов хорошо бы налаживать связи с правоохранительными органами, а еще — на всякий случай, страховать залоговые риски.