Где получить и как использовать электронную цифровую подпись

Использование электронной цифровой подписи

Электронная цифровая подпись является реквизитом электронного документа, который защищает документ от подделки, и получается в результате криптографического преобразования данных с применением закрытого ключа ЭЦП.

Использование электронной цифровой подписи способствует идентификации владельца сертификата электронного ключа ЭЦП и помогает установить отсутствие искажения сведений в электронных документах.

В нашем сегодняшнем материале мы рассмотрим такие вопросы, как виды, цели, функции и способы получения этого реквизита. Читайте далее о том, как и где получить электронную цифровую подпись и как ее использовать.

Федеральный закон об электронной цифровой подписи

Использование электронной цифровой подписи регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 N1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи». Нормативно-правовой акт содержит положения, касающиеся признания ЭЦП в электронном документе равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Закон выделяет три вида электронной подписи:

  • простая подпись — необходима для подтверждения того, что документ был отправлен определенным лицом;
  • усиленная неквалифицированная подпись — указывает на лицо, которое отправило документ и подтверждает отсутствие изменений в документе после его подписания;
  • усиленная квалифицированная подпись — во многом аналогична усиленной неквалифицированной ЭЦП, но выдается исключительно в специализированных центрах (с аккредитацией Минкомсвязи).
Согласно действующему законодательству РФ, только квалифицированная подпись придает документу полную юридическую силу, заменяя в полном объеме рукописную подпись или печать организации.

Цели применения ЭЦП

Главной целью использования ЭЦП является переход от бумажных документов к электронным. Документы, составленные в электронном виде, не переносятся на бумажные носители. Их не нужно распечатывать.

Переход на электронный документооборот позволяет:

  • значительно сократить сроки передачи документов (между организациями и сотрудниками) при помощи передачи электронных документов по каналам электросвязи;
  • уменьшить размеры накладных расходов (на бумагу, почту, доставку курьером и прочее).

Электронная цифровая подпись также необходима для сдачи отчетности в ФНС, ПФР и другие фонды и организации.

Функции и виды ЭЦП

Электронная цифровая подпись выполняет ряд функций:

  • подтверждает тот факт, что электронный документ был подписан не случайно;
  • подтверждает, что документ подписало конкретное лицо;
  • лицо, подписывающее документ, не имеет возможности отказа от своей подписи.

Кроме того, ЭЦП зависит от времени подписания и содержания подписанного электронного документа.

Электронные цифровые подписи могут быть трех видов:

1. Отсоединенная ЭЦП

При создании отсоединенной подписи файл подписи отделяется от подписываемого файла. Подписываемый файл не изменяется. Преимущество данного вида ЭЦП в том, что подписанный файл можно прочитать без помощи СКЗИ. Недостатком такой подписи является то, что подписанную информацию придется хранить в виде нескольких файлов. Это осложняет применение ЭЦП в связи с тем, что возникает необходимость копировать, а также передавать несколько разных независимых файлов.

2. Присоединенная ЭЦП

При создании присоединенной подписи, создается новый файл ЭЦП (в котором содержатся сведения подписываемого файла). Процесс схож с помещением документа в конверт и его опечатыванием. Достоинство этого вида ЭЦП в простоте использования: все данные вместе с подписью хранятся в одном файле, который можно копировать или пересылать. Недостаток состоит в том, что без использования средств СКЗИ файл нельзя прочесть и использовать его содержание.

3. ЭЦП внутри данных

Использование этого вида ЭЦП напрямую зависит от того, какое приложение применяет электронная цифровая подпись внутри документа — Acrobat Reader или Microsoft Word. Нужно отметить, что вне приложения (создавшего ЭЦП) при отсутствии знания структуры данных проверка подлинности частей данных, которые подписаны электронной цифровой подписью, может оказаться довольно проблематичной.

Удостоверяющие центры (УЦ) и срок действия сертификата ЭЦП

Удостоверяющий центр — это организация (подразделение), которое обеспечивает взаимное доверие между участниками обмена электронными сообщениями, подписанными ЭЦП.

Для того чтобы механизм доверия был реализован, УЦ имеют центры сертификации, в функции которых входит:

  1. Изготовление сертификатов открытых ключей.
  2. Создание ключей с гарантией сохранения в тайне закрытого ключа.
  3. Ведение реестра сертификатов открытых ключей (включая обеспечение актуальности ключей).
  4. Приостановление (возобновление) действия сертификатов открытых ключей и их аннулирование.
  5. Выдача сертификатов открытых ключей (в форме документов на бумажных носителях и (или) в форме электронных документов) с информацией об их действии.
  6. Проверка уникальности открытых ключей (в реестре сертификатов ключей подписей, а также — в архиве удостоверяющего центра).
  7. Подтверждение подлинности ЭЦП в электронном документе по отношению к выданным сертификатам открытых ключей по обращению пользователей сертификатов открытых ключей.
  8. Предоставление других услуг, которые связаны с применением ЭЦП, участникам информационных систем.

Сертификат ЭЦП имеет определенный срок действия. Документы, подписанные ЭЦП после истечения срока действия, уже не имеют юридической силы. Согласно ФЗ «Об электронной цифровой подписи», такой документ признается недействительным.

Доказать факт существования документа на определенный момент времени может Служба штампов времени, которой может выступить Удостоверяющий центр.

Штамп времени — это аналог даты на документе. Он является подтверждением того, что сертификат был действителен на момент подписания документа. В случае необходимости штамп времени можно использовать для подтверждения отправления (получения) документа.

Как и где получить электронную цифровую подпись

Для того чтобы начать применять ЭЦП, необходимо сделать следующее:

  • иметь в наличии ПЭВМ (согласно требованиям);
  • иметь в наличии ПО для работы с ЭЦП;
  • выбрать лицо, на которое будет выписан сертификат ЭЦП;
  • определиться со способом получения электронной цифровой подписи;
  • заключить договор УЦ;
  • оплатить услуги Удостоверяющего центра за выдачу сертификата ключа ЭЦП.

Чтобы получить ЭЦП, необходимо обратиться в Удостоверяющий центр. Перечень аккредитованных центров с адресами находится на официальном сайте Минкомсвязи www.minsvyaz.ru

Для того чтобы использовать ЭЦП, нужно получить два ключа:

  • открытый ключ (для проверки подписи);
  • закрытый или тайный ключ (для подписания документа).

Оба ключа представляют собой кодированные сведения в определенном объеме.

Получить ЭЦП можно, предоставив пакет документов, который может отличаться в зависимости от УЦ:

  1. Заявка на выдачу ЭЦП.
  2. Паспорт заявителя.
  3. ИНН.
  4. СНИЛС.
  5. Документ, который подтверждает оплату услуг Удостоверяющего центра.

Как правило, заявку на получение можно подавать через интернет. Срок изготовления электронной цифровой подписи обычно занимает несколько дней.

тоже интересно:



Комментарии к статье

ОтменитьДобавить комментарий