Бонусы за оплату картами услуг и товаров и НДФЛ

Некоторые компании проводят активную маркетинговую политику для привлечения покупателей с целью увеличения объема продаж товаров или услуг. Для этого за определенные покупки клиентам начисляются бонусы или баллы. Долгое время шла дискуссия по поводу обложения НДФЛ.

В 2017 году законодатели добавили новую норму в Налоговый кодекс РФ и внесли ясность в этот вопрос. Из нашей статьи вы узнаете, облагаются ли такие выплаты подоходным налогом.

Бонусные программы компаний

Компании, которые занимаются продажами, достаточно активно осваивают новые маркетинговые стратегии и вводят в оборот различные способы повышения покупательского спроса на товары и услуги. Большинство торговых компаний используют бонусные программы для привлечения клиентов. Например: 

Бонусы от Сбербанка за оплату кредитной картой

Признаком участия клиента в бонусной программе, как правило, является наличие у него специальной карты. Такая карта выдается продавцом товаров, услуг или работ покупателям.

Новый пункт 68 статьи 217 Налогового кодекса РФ с 2017 года

Статья 217 НК РФ содержит закрытый перечень выплат и доходов в адрес физических лиц, которые не облагаются НДФЛ. Начиная с 1 января 2017 года, этот перечень был расширен новым пунктом 68, который введен в Налоговый кодекс Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 242-ФЗ. Законодатели добавили в статью 217 бонусы за оплату картами товаров и услуг.

В новой норме содержатся сведения о том, что доходы клиента (покупателя) могут иметь не только денежное, но и натуральное выражение. Формы получения таких доходов от российской или иностранной компании такие:

  • перечисление денежных средств на счет в банке;
  • полная (частичная) оплата за физическое лицо товаров и (или) услуг.

Обратите внимание, что в виде бонусных программ для клиентов могут быть использованы различные карты:

  • платежные;
  • дисконтные;
  • банковские;
  • накопительные.

Основания начисления бонусов (баллов) отражают в соответствующих программах. Выгода физического лица напрямую зависит от размера начисленных клиенту бонусов или баллов.

Важная информация!

В новом пункте 68 устанавливаются ограничения, когда бонусы облагаются НДФЛ в общем порядке.

Новая норма прописана достаточно витиевато и поэтому Министерство финансов РФ уже начало разъяснять некоторые моменты. На основании письма от 13.02.2017 № 03-04-06/7856, по мнению Минфина, для освобождения бонусов от подоходного налога не имеет значения:

  • какие средства с использованием платежных или банковских карт покупатель направил на покупку товаров (услуг) в рамках бонусной программы;
  • на какие виды банковских счетов физического лица перечислены деньги в рамках участия в бонусных программах.

Случаи, когда исключение не действует

Далеко не всегда бонусы не облагаются НДФЛ. Существуют некоторые исключения, которые содержатся в пункте 68 статьи 217 НК РФ.

К примеру, будут ли облагаться подоходным налогом бонусы банка, зависит от условий начисления бонусов, прописанных в программе. Банк вправе предоставлять клиентам бесплатные услуги, такие как открытие и ведение счетов (в рублях или в иностранной валюте), выпуск пластиковых дебетовых карт с программой лояльности или предоставление каких-либо дополнительных услуг.

Таким образом, есть ситуации, когда бонусы облагаются НДФЛ:

1. Когда присоединение к бонусной программе осуществляется на условиях публичной оферты:

  • срок для акцепта — менее 30 дней;
  • прописана возможность досрочного отзыва оферты.

2. Покупатель получает бонусный доход как:

  • вознаграждение за труд;
  • вознаграждение за выполнение должностных обязанностей;
  • материальную помощь;
  • оплату или вознаграждение за товары, поставленные плательщиком (или за выполненные работы, оказанные услуги).

3. Программа лояльности.

Если цель программы лояльности не направлена на увеличение активности клиентов в покупках, то это фикция и НДФЛ будет составлять 13% (на основании письма Минфина от 02.11.2016 № 03-04-06/64301).

В завершении добавим, что для того чтобы бонусы не облагались подоходным налогом, необходимо, чтобы к программе лояльности мог присоединиться любой покупатель, сроки присоединения (акцепта) покупателя к программе не должны быть установлены, отсутствие у торговой компании возможности внезапно свернуть бонусную программу. В целом, условия программы лояльности должны быть открыты и прозрачны.

тоже интересно:



Комментарии к статье

ОтменитьДобавить комментарий