Как открыть кадровое агентство с нуля?

Строительные рабочие

Поиск надежных профессиональных кадров в наши дни стал делом довольно сложным. Многие компании доверяют его специалистам так называемых рекрутинговых агентств.

В этой статье мы рассмотрим основные особенности работы по подбору персонала, те сложности, что встречаются у подобного направления деятельности.

Проблемы на рынке кадров

Ни одна самая современная техника не заработает без умелого пользователя. И так в любом деле, какой бы сферы приложения сил мы ни коснулись. Везде есть свои профи и свои имитаторы деятельности.

Проблема в том, что классных специалистов становится все сложнее отыскать. Понятно, что человек, купивший диплом в переходе метро, не станет находкой для менеджмента компании. Поэтому тезис «Незаменимых нет» однобок. Да, заменят рано или поздно всех, но сколь равноценна будет эта замена?

Вопрос, как открыть кадровое агентство по подбору персонала, задают себе многие предприниматели. Поскольку этот бизнес становится весьма востребованным. Руководителям компаний проще доверить заботу о подборе кадров сторонней организации, чем загружать собственный менеджмент этой кропотливой работой, требующей массу времени и сил.

Уровень образования в стране за последние десятилетия заметно снизился. Расцвела сеть вузов сомнительного качества, выдающих дипломы практически всем, кто может оплатить «обучение». Неудивительно, что Интернет наводнен сайтами «хэдхантеров», охотящимися за «свежими головами» в сфере компьютерных технологий, проектирования, инженерии разного профиля и пр.

Но в наши дни дефицитом стали не только высокообразованные специалисты, а даже и рабочие кадры достойной квалификации. Предприятия стали вновь, как в советское время, открывать собственные профессиональные заведения, чтобы готовить смену уходящим на пенсию профи «с нуля». Но далеко не у каждой компании есть подобные ресурсы, так что вариант с рекрутинговым агентством оказывается предпочтительнее.

Заказчик и условия сотрудничества

Как открыть кадровое агентство с нуля? Разумеется, есть официальная бюрократическая процедура, но в данном случае она не является проблематичной. Главная задача для новичка в данном виде услуг — поиск заказчиков. То есть, тех работодателей. Которые испытывают проблемы с наймом высококвалифицированных кадров.

Какова стоимость услуг рекрутинговых агентств? У нас в стране она в среднем составляет 10–15% от будущей годовой зарплаты нового сотрудника. Если учесть, что заработок толкового специалиста, например, на целлюлозно-бумажном комбинате, в строительном бизнесе, в сфере автосервиса составляет порядка 100 тысяч рублей в месяц, это 1 200 000 в год. Получается, что 10–15% выльются в сумму от 120 до 180 тысяч рублей. Именно столько предприятие готово выплатить в качестве бонуса агентству, если специалист его устроит.

Вот это «если» можно отнести к сфере рисков «хэдхантеров», но об этом мы поговорим ниже. Здесь же отметим, что самые продвинутые, давно зарекомендовавшие себя агентства могут увеличить свою долю «с головы» до 25% от годовой зарплаты специалиста. А начинающие кадровые конторы, напротив, вынуждены ставки понижать до 5–8%. Так же поступают и те компании, которые демпингуют из-за высокой конкуренции.

Оформление договора

Если вы «сориентировались на местности», нашли потенциальных работодателей, дальше потребуется с ними заключать договоры, составлять конкретные подробные заявки на те или иные кадровые единицы, которые следует отыскать.

Чтобы процедура, как открыть кадровое агентство с нуля, была максимально продуктивной, как раз над профилем должности стоит поработать наиболее тщательно. Конечно, работодатель предложит и свои критерии. Но сотрудники кадрового агентства изначально должны предложить ему свой вариант «портрета идеального сотрудника». Там будут расписаны, на основе общих имеющихся рекомендаций, требования к уровню образования, опыта и квалификации соискателя, а также к его личным качествам, что немаловажно для поддержания нужного микроклимата в коллективе.

Возможны и дополнительные пожелания, например, неплохо бы новичку иметь некую смежную профессию, чтобы в случае необходимости заменить заболевшего или ушедшего в отпуск коллегу. Важно и соответствие уровню корпоративной культуры данного предприятия, где-то существует строгий дресс-код, а то и фейс-контроль.

Как подбирается персонал

Заключив договор и уточнив детали поиска кадров, агентство приступает к делу. Самые распространенные виды рекрутинговых поисков — через объявления в разных видах СМИ, а также непосредственная работа с вероятными претендентами на вакансии.

Первый вид подбора кадров вполне доступен и менеджменту компании, которая ищет специалиста, скажем, по дизайну помещения или защите компьютерных данных. Подали объявления в разные источники — и ждите, проверяйте анкеты откликнувшихся кандидатов. Но даже эта работа требует времени. Написать «глянцевое» резюме далеко не значит ему соответствовать, а на проверку достоверности данных нужно время.

На практике работодатель нередко использует форму испытательного срока или оформления краткосрочного договора с новобранцами. Чтобы было время для оценки их деловых и человеческих качеств. Так же поступают порой и в случае, когда кандидата приглашают по рекомендации кадрового агентства.

Но непосредственно агитировать продвинутого айтишника или гениального проектировщика из конкурирующей фирмы считается дурным тоном. Тут приходится полагаться на посредника в виде той самой рекрутинговой фирмы. Это и есть веский повод задуматься, как открыть кадровое агентство по подбору персонала.
Ведь толковый специалист, чаще всего, загружен, а то и перегружен работой, не отвлекается на «прогулки» по сайтам, где, возможно, его давно ищут и предлагают более достойные условия. К тому же, люди привыкают к коллективу, многие тяжелы на подъем, сторонятся перемен. И их непросто бывает убедить сорваться с насиженного места.

Но сначала надо такого незаменимого «кадра» найти, используя инсайдерскую информацию, ту же переписку в Сетях, иные «шпионские» методы. А потом договориться с кандидатом на вакантное место о встрече и быть предельно убедительными в аргументации.

Особенности трудоустройства и оплата агентству

Чаще всего кадровое агентство подбирает резюме нескольких кандидатов на вакантную позицию. Все подробные данные, характеризующие качество вероятного сотрудника, а также его претензии по заработной плате, передаются заказчику. Тот выбирает одного или нескольких соискателей и приглашает на собеседование, по итогам которого и происходит выбор. Иногда пару-тройку других претендентов вносят с свои резервные списки, чтобы, в случае надобности, вернуться к ним в будущем.

Если специалист не отработает испытательный срок, то есть, проявит себя недостаточно компетентным или не соответствующим иным критериям, его попросту заменяют на другого кандидата, но уже бесплатно, без бонуса агентству. Поэтому брак в работе обходится кадровикам реально дорого.

Что касается срока выплат процентов, их размера и прочих условий договора, то они могут сильно отличаться у разных агентств и у одного и того же исполнителя при работе с разными заказчиками.

Даже испытательный срок может значительно разниться: от месяца до полугода. Оплата бывает не только в процентах от окладов соискателей, но в фиксированных суммах и т. д. Часто выплату агентству производят через 10–15 дней после начала работы новобранца, но могут быть оговорены и иные сроки.

Пятна на репутации: чего стоит избегать кадровому агентству

В наше время незапятнанная репутация становится сама по себе огромным конкурентным преимуществом. Любые погрешности, а тем более, нечистоплотность рекрутеров, обязательно всплывают и тяжким бременем ложатся на авторитетность компании.

Поэтому уважающее себя агентство никогда не заключает договора непосредственно с соискателем рабочего места. Так поступают недобросовестные участники рынка: например, предлагают работу нуждающемуся, а тот по договору отдает с первой зарплаты, допустим, 40% своей оплаты агентству.

Бывает, что деньги взимаются за проведение собеседования, составление резюме, за направление на собеседование к определенному работодателю. Эти варианты вообще крайне сомнительны: нет никакой гарантии, что человек работу все же получит, а деньги уже заплатил.

Подобное поведение всегда несет серьезные репутационные риски, поэтому солидные агентства не допускают таких методов в своей деятельности.

тоже интересно:



Комментарии к статье

ОтменитьДобавить комментарий